полная-со-стороны-Джека-невозмутимость (ifc) wrote,
полная-со-стороны-Джека-невозмутимость
ifc

Categories:
  • Music:

Заметки на полях (725). Иконопись как моление

Тайная вечеря автомехаников

Феофан вежливо поклонился княгине, подступив близь, начал объяснять:

- Видишь, госпожа, икона - это не художество суть, а моление Господу! Пото и художник, изограф, по-нашему, не творец, а токмо предстатель пред Творцом мира! Отселе и надобно умствовать! Зри: сии персты, сии ладони, сии очеса! Они призывают, требуют от нас: оставь за порогом всякую житейскую суету и попечения плоти! Пока ты сам в суете земной, икона не заговорит с тобою, ибо она свидетельствует о высшей радости, о жизни уже неземной!

Присовокуплю к сему: быть может, для себя самих латины и правы. Люди разны! Вершитель судеб ведал, что творил, и недаром дал кажному языку особый навычай и норов. И католики, что тщатся одолеть православие, токмо погубят нашу страну! Не ведаю, госпожа, что произойдет с Литвою под властью латинян, не ведаю! Но Русь, принявшая западный навычай, погибнет. Православие - это больше, чем обряд, это строй души. Обрушь его - и обрушишь саму основу русской жизни.

Православная вера заключена в подражании, в следовании Христу, но не в подчинении римскому папе или иной другой земной власти. Отселе и монашеский чин, и борьба с плотию. Возрастание духовного - вот о чем главная наша забота и главный труд!

Иконописец у нас отнюдь не составитель евангелия для неграмотных, как то толкуют латиняне. Он - свидетель "изнутри".

Язычники-римляне живописали тело, но не Дух. Когда минули иконоборческие споры в Византии, живопись окончательно утвердилась в своём новом естестве: выражать не телесное, но духовное, живописать созерцание верующей души. Икона для нас - философия в красках. Она убеждает истинно, и тут уже невозможен спор. Тут или приятие, или - полное неприятие, с отрицанием божества и служением телу и дьяволу…

Взгляни, госпожа! Зришь, сии линии расходятся врозь, хотя по-фряжски должно бы им сходиться в глубине, ибо дальнее на земле уменьшает себя с отдалением. И хоромы, писанные там, назади, сияют светом, хотя в жизни светлее то, что перед нами, а дальнее уходит в дымку и сумрак. Однако всё сие токмо в нашем, земном мире. Иконный же мастер открывает окно в тот мир, где дальнее больше ближнего, как Бог больше созданных им тварей. И светоносность не убывает, а прибывает по мере приближения к божеству! Вспомни, как Христос явил себя ученикам на горе Фавор в силе и славе. И света того не могли они выдержать земными очами! Пото полем иконы зачастую и служит золото. Оно же - немеркнущий свет! И, стоя перед иконой, молящийся как бы входит в тот, иной мир. А у фрягов, напротив, тот, кто стоит перед иконою, сам больше всех! Таким-то побытом и ставят они человека над Господом. Малое людское "я" становит у них мерою всех вещей! Мы же твердим: Нечто значимо не потому, что входит в мой мир, в моё зрение, но, напротив, я могу нечто значить лишь потому, что я, "аз", включен в Нечто большее, чем я сам.

Христианское смирение не позволяет нам называть человека мерою всех вещей, но токмо Господа. По слову Христа - смотри у Марка Евангелиста в благовествовании: "Иисус сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи владычествуют ими. Но между вами да не будет так, а кто хочет быть большим между вами, да будет всем рабом"...

...Красиво, по-нашему, то, что причастно Высшей Красоте, так полагаем мы, православные!

Ещё вопроси, госпожа, почто на наших иконах нету тени? А фряги так пишут, что и на золотом венце, на сиянии (!), отражена тень, падающая от головы святого воина. Вникни: тень на свете, на самом ясном, на Фаворском свете, - уму непостижимо! Наш мир, мир иконы - это мир света, мир без тени!


Дмитрий Балашов, "Святая Русь"

Кстати, об искусстве. Полагаю, что в приведённой выше цитате и заключается ответ на вопрос, почему эльфы нескончаемо косплеят произведения классиков западного искусства, включая изображения библейских сюжетов (см. фото в начале поста), но у нас и мысли не возникает косплеить иконы.

И когда я пишу "у нас", то, сами понимаете, имею в виду отнюдь не мордорских бесов вроде Ксюхи Общак. Даже атеисту в Этой Стране вряд ли придёт мысль косплеить иконописные сюжеты.

В этом и заключается глубинная разница между отечественным религиозным искусством, которое есть моление, и эльфийским, в рамках которого человек, как ни крути, всё равно стоит в центре.

А раз человек у эльфов в центре, то он считает себя вправе кривляться, уподобляясь обезьяне Господа Бога. Такая же у них и цивилизация.

Tags: ifc, мудрые цитаты
Subscribe

Posts from This Journal “ifc” Tag

  • (Ч19) Самоненависть

    В комментах к предыдущему посту был поднят вопрос о том, почему либерда ведёт себя именно так, как ведёт. Думаю, тут дело в самоненависти. Какой…

  • "Гнев человеческий": поколение убийц вернулось домой

    Когда человек рождается, он мягок и слаб. Когда человек умирает, он твёрд и силён. Так и среди всех существ: пока растения живут, они мягки и…

  • (Ч18) Труд и свобода

    Всё к тому же вопросу о труде. Есть такое слово - "хобби". Это когда человек в свободное от работы и решения семейных ситуаций время…

promo ifc март 19, 2012 10:41 59
Buy for 50 tokens
Первое правило Клуба - вы можете рассказывать о Клубе, кому посчитаете нужным. И так часто, как захотите. Второе правило Клуба - никаких правил. UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments