полная-со-стороны-Джека-невозмутимость (ifc) wrote,
полная-со-стороны-Джека-невозмутимость
ifc

Category:
  • Music:

Чаяния инфантилов о технопатернализме

человейник в Матрице

Минутка чаяний инфантилов.

Несколько лет назад я репостнул один текст из Мордокниги, посвящённый патернализму советской цивилизации. До чего оный патернализм довёл любимый Мордор - думаю, объяснять не нужно, вы и сами в курсе.

Тем веселее нынче читать о чаяниях передового кряклиата (как заграничного, так и косплеящего эльфов мордорского), который, всячески позиционируя свою свободную нитаковость, на деле стремится получить всё ту же гиперопеку. С той лишь разницей, что если в тоталитарной Этой Стране источником оной гиперопеки выступал Режым, то для современные жаждущие заныривания под тёплое крылышко мечтают о другом источнике патернализма.

Вот что писал по теме ехидный ватник Мараховский.

Ушедший год породил в передовых обществах обширную дискуссию о т.н. эпидемии одиночества (loneliness epidemic), которая добавила к общей статистике смертности от коронавируса внушительные цифры, вызванные смертями от:

- депрессивного суицида;

- домашних ЧП, жертвам которых, оказавшимся в изоляции, просто некому оказалось прийти на помощь (условная старушка полезла менять лампочку на стремянку, упала с неё и была найдена спустя несколько суток. Условный орёл мужчина в расцвете сил на шестом десятке схватился за сердце и не дополз до телефона);

- передозировок веществами - разрешёнными и не.

В связи с этим передовая мысль активно ищет решения проблемы. При этом перед ней стоит задача найти такое решение, которое было бы передовым - т.е. не отменяло бы всех завоеваний человеческой уникальности, самодостаточности и смерти традиционной семьи, - а подтверждало бы их и усиливало.

Ярким примером предлагаемого решения может служить колонка ирландской учёной женских штудий Эли Дэвис, опубликованная в Guardian: настало время всерьёз вернуться к идее коммун, выведя поиск за пределы нуклеарных семей. "Я имела опыт крайне полезных отношений в совместном/коммунальном проживании, но в нашем обществе эта форма сожительств не воспринимается всерьёз. Она, увы, зачастую считается временной мерой на пути к "взрослым" формам домовладения - семьям, браку, романтическому партнёрству". А я не хочу зависеть от романтики, пишет далее учёная, "более широкие модели семейственности, чем традиционная семья, нацеливают на восстановление подлинно коллективных форм сожительства. Опыт 2020 года показывает, как актуален этот проект. Давайте подумаем, как жить более общественным, менее изолированным и более приятным путём".

На первый взгляд - перед нами всё тот же поднадоевший фаланстер/город солнца/ауровиль/фемдача/редукция - с одним из двух неизбежных исходов: либо секта, либо провал, ссора и расползание.

Но сегодня, ув. друзья, у этой утопии имеется новая надежда.

Это условный технопатернализм - то есть такая иезуитская редукция, в которой "отцы" попискивают системами охлаждения и мигают лампочками, а бессилие индейцев является почётным занятием.

Представим себе редукцию, в которой волы сами пашут землю и сами иногда насаживают себя на шампуры - где притом управляет не какой-то там порочный кюре из мяса и костей, а жёсткий, но справедливый Искусственный Интеллект. Тот, что не даст в обиду, оценит объективно по достоинству, не заставит работать, выдаст безусловный базовый доход, а если и накажет - то не смертельно. Редукцию, где можно будет наслаждаться приятностями и не придётся нести груз ответственности.

На полузабытом и оставшемся без денег, но всё ещё живом портале для т.н. "глобальных русских", то есть эмигрантов и желающих ими стать, я встретил потрясающий по силе текст одного интеллектуального москвича, в которой он так обрисовал видящиеся ему два образа будущего (заметим, два):

"а). Вариант с использованием нынешней общественно-политической парадигмы: максимальное расслоение общества на малочисленную элиту, владеющую всем, класс (преимущественно интеллектуальный) эту элиту обслуживающий и играющий роль общественного интерфейса (в пределе, возможно, вообще уступит место ИИ), и большинство, существующее на подачки элиты, обеспечивающие самые базовые нужды, возможно, с необходимостью за эти подачки совершать какие-то действия, типа простого низкопроизводительного труда.

б). Вариант со сменой общественно-политической парадигмы: общество "коммунизма высоких технологий", в котором труд перестал быть необходимостью, став занятием по желанию. В этом обществе неизбежно самоограничение и разумное потребление, максимальный отказ от любой эксплуатации, отказ от животноводства в пользу технологического производства продуктов питания, и отказ от ископаемых источников энергии".


Вы, возможно, спросите себя, ув. друзья: чорт подери, какие же это два разных образа, в чём между ними разница-то?

Разница очевидна: в первом случае нищие массы будут помыкаемы отвратительной сверхбогатой элитой, которая будет бить их жёлтым своим чоботом в морду и требовать данный сапог целовать. Во втором случае - нищими массами будут руководить разумные алгоритмы, в отношении которых не придётся испытывать зависть, гнев, ресентимент. Более того: это в нынешнем падшем мире весь успех приходит только по знакомству, а в мире технокоммунизма интеллектуал и умница сможет раскрыться по-настоящему и получить подобающий ему шмат славы и признания.

Налицо парадокс: стремящиеся к свободе и равенству современники мечтают о диктатуре металлического божества.


Разница между эльфийскими кряклами и отечественными заключается в том, что среди первых есть хоть какой-то мизерный процент, мечтающий о том, чтобы стать металлическими божествами лично (см. мультик ниже). То есть, как ни крути, они декларируют намерение действовать в дивном новом мире вожделенного ими киберпанка, и принимать ответственность за это на себя.



Отечественные же кряклы рассматривают единственный вариант: присосаться к чьему-нибудь тёплому вымени, и ничего не делать. А уж будет это вымя Кровавого Режыма или металлического божества - для них, по сути, без разницы.

Точнее, разница заключается в том, что они надеются на отсутствие наказаний со стороны металлического божества за свои подростковые выходки, потому что Режым в последнее время наказывает кряклов всё чаще, разрушая их представления о собственной неприкосновенности.

Вам это ничего не напоминает? Мне напоминает один известный фильм. Мечтая о косплее коего, кряклы готовы с головой погрузиться в розовый сироп и воткнуть гофрошланги во все отверстия.

Так они представляют коммунизм.

Tags: ifc, нет вестей от бога, один из неснятых ф.ф.ф., хорошо сказал!
Subscribe

Posts from This Journal “хорошо сказал!” Tag

promo ifc март 19, 2012 10:41 51
Buy for 50 tokens
Первое правило Клуба - вы можете рассказывать о Клубе, кому посчитаете нужным. И так часто, как захотите. Второе правило Клуба - никаких правил. UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Posts from This Journal “хорошо сказал!” Tag