...Таким образом я пытаюсь уйти
от реальности, отягощающей мою жизнь.
"12 обезьян"
Есть целая плеяда кинолент о сложных взаимоотношениях человека и реальности. О том, как люди бегут от будней либо в мир грёз, сотканных деятельностью их собственного ума, либо же в такой же мир, построенный кем-то. Вот какие фильмы я считаю сочинениями авторов по данной теме.
"Бразилия" (1985);
"Двенадцать обезьян" (1995);
"Нирвана" (1997);
"Шоссе в никуда" (1997);
"Тёмный город" (1998);
"Шоу Трумана" (1998);
"Тринадцатый этаж" (1999);
"Экзистенция" (1999);
"Матрица" (трилогия, 1999-2003);
"Авалон" (2001);
"Малхолланд Драйв" (2001);
"Эффект бабочки" (2004);
"Остров проклятых" (2010);
"Начало" (2010);
"Меняющие реальность" (2011).
UPD: "Вечное сияние чистого разума" (2004) - таки да, конечно же!
Список, конечно, неполон. Это всё навскидку. Ленты, которые я в него включил, можно отнести к разным жанрам, но все их роднит названный мною момент - они о бегстве. Герои этих фильмов бегут от реальности, которая отягощает их жизнь. И неважно, естественная это реальность, или она создана кем-то искусственно.
Типичный образец - "Авалон" Мамору Осии. Весьма своеобразное кино, снятое в Польше, которая для японца является крайне экзотической страной. Фильм о нелегальной компьютерной игре, куда бежит от серых будней главная героиня и второстепенные персонажи, напичкан множеством олдскульных и местами смешных для русского глаза образов. Чего стоит, например, один из "боссов" игры, стреляющая крепость, сделанная в виде бронепоезда под названием...
...А маузер, из которого стреляет в одной из сцен главная героиня, живо воскрешает в памяти образы героев Гражданской войны.
Но дело, конечно, не в суровых "челябинских колхозниках" и не в маузерах. Дело в том, шё будни героев фильма настолько серы, шё совершенно неудивительно - многие предпочитают оставить своё сознание в игре, ведя в реальности растительное существование в больничных палатах. Люди не видят в жизни ничего хорошего, и потому скрытый уровень "Авалона", показанный режиссёром как наше с вами повседневное бытие, кажется им потрясающе ярким.
Удивительно ли, шё они готовы остаться в нём навсегда? Слушать солистов оперы, ходить по освещённым солнцем улицам, разговаривать, смеяться, любоваться действительностью... жить.
А наши с вами современники, как же они? Они бегут в какой-нибудь Lineage II, не обращая внимания на ветер и птиц, свет и воду, на весь этот огромный и чудесный мир. Чего они ищут в играх? Секретного уровня c завораживающей надписью?..
Не будет никакого секретного уровня. Потому как он - это и есть наша с вами жизнь.
Journal information
Второе правило Клуба - никаких правил.UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…