На одном и том же лугу бык ищет
траву, собака - зайца, аист - ящерицу.
Луций Анней Сенека, "Нравственные письма к Луцилию"
По настоятельной рекомендации одной давней сожыжыстки истратил два часа своего времени на просмотр ленты Джузеппе Торнаторе, и не прогадал. Собственно, уважаемый синьор Джузеппе снимает редко, но метко ("Малена", "Легенда о пианисте"). Фильмы Торнаторе очень атмосферные, в них можно погрузиться с головой, получив от этого подлинное эстетическое удовольствие.
Да, развитие сюжета предсказуемо, и я ни секунды не сомневался - главного героя кинут. Уж слишком очевидны параллели с "Подставным человеком" (Matchstick Man, в нашем прокате - "Великолепная афера") Ридли Скотта с Николасом Кейджем, и финчеровской "Игрой" с Дугласом и Пенном. Но всё это не имеет значения. "Лучшее предложение" с лихвой окупает небольшой моральный ущерб от предсказуемости развития сюжета.
Фильм - как симфония. Я не заметил ни одной фальшивой ноты. В отзывах на "КиноПоиске" кто-то написал, шё всё вытягивает на себе Джеффри Раш. Пусть так, но он таки вытянул. Актёр, раньше не запомнившийся мне ничем, кроме роли Троцкого во "Фриде", сыграл в фильме Торнаторе великолепно.
Человек, коллекционирующий нарисованных женщин по причине страха перед живыми - это очень яркий образ. Весьма своеобразная болезнь, требующая для излечения очень тонкого подхода (как и болезнь героя Кейджа в "Подставном человеке"). И вот, как бык ищет на лугу одно, а собака с аистом - иное, так и герои фильма заставили мистера Олдмана приобрести "туннельное зрение", искать лишь то, шё они подсовывали ему для разжигания интереса.
Множество великолепных отточеных крючков расположили они вокруг героя Джеффри Раша, и он заглотил их все. Потеряв материальные ценности, взамен он приобрёл исцеление. Он перестал испытывать страх перед женщинами и отвращение к людям. И то, как Торнаторе снял процесс этого выздоровления, восхищает.
Есть некоторое количество фильмов, густо замешанных на искусстве, а также неразрывно связанной с ним женской красоте. Мне навскидку вспоминаются "Афера Томаса Крауна", где блистала великолепная Рене Руссо, и "Двенадцать друзей Оушена" с замечательной Кэтрин Зета-Джонс. В обоих названных лентах есть атмосфера, не в последнюю очередь, кстати, созданная отличной музыкой.
Мелодии Морриконе берут за душу, окутывая и побуждая думать о красоте. И хотя они очень уж трагичны в сравнении, например, с вызывающими сантименты мотивами из других фильмов, где женская красота переплетается с искусством...
Прослушать или скачать [2004 - OST - Ocean's Twelve] - бесплатно на Простоплеер
Но, тем не менее, музыка в "Лучшем предложении" очень хороша. Да и остальное - тоже. Мне отдельно доставил старик Сазерленд в роли единственного друга главного героя (снова параллель с "Подставным человеком").
А ещё больше удовольствия принес сюжетный ход, раскрывающийся лишь в конце, когда выясняется - мистер Олдман давно мог раскрыть обман, всего лишь задав вопросы нужном человеку. Однако его нежелание общаться с людьми лишило его шанса усомниться в подлинности всучиваемой ему подделки. Он, как та собака, был слишком увлечён погоней за своим зайцем, вместо обратить внимание на то, шё бежит прямо в лапы медведю.
Тем не менее, очевидно, выздоровление героя Джеффри Раша того стоило. Он обрёл целый мир, и конец этого потрясающего фильма правдив и именно таков, каков должен быть. Любой другой смотрелся бы фальшиво.
Даже если за кадром осталось то, шё в подсунутой мистеру Олдману подделке не было ничего подлинного, всё равно он узнал, как это - иметь чувства и отношения с женщиной.
- Ламберт, а вы женаты?
- Да, скоро 30 лет.
- Ну и как это - жить с женщиной?
- Это как участвовать в аукционе. Никогда не знаешь, твоё ли предложение - лучшее.
И если ожидания мистера Вёрджила Олдмана не оправдаются, всенепременно найдётся другая женщина, с которой он, в конце концов, будет счастлив.
Ибо картины, какими бы прекрасными и ценными они ни были, не могут заменить проявлений живого Мира, одним из которых является человек. Конечно, всё не сводится к одним лишь людям, но для того, кто ещё недавно ни с кем не мог поздороваться без перчаток, шажок в сторону людей - свидетельство огромного внутреннего прогресса.
В любом человеке, как и в той вышеупомянутой подделке, всё же скрыто нечто подлинное. Стоит ли эта подлинность усилий, затраченных на её поиски? Тут уж каждый решает для себя.
Journal information
Второе правило Клуба - никаких правил.UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…