полная-со-стороны-Джека-невозмутимость (ifc) wrote,
полная-со-стороны-Джека-невозмутимость
ifc

Categories:
  • Music:

Экономическая мысль св. Николая Сербского (Велимировича)

Интересно, что весьма уважаемый мною за мудрые высказывания святитель Николай Сербский думал и об экономике.
Притом думал чётко и здраво. Что только прибавляет ему уважения в моих глазах.

Оригинал взят у alexsrb в Экономическая мысль св. Николая Сербского (Велимировича)

Экономическую проблему не могла решить
ницшеанская Европа – а такой была вся западная Европа –
её может решить только славянское православие,
непретенциозное, ненаучное”.


   Владыка Николай    

Экономическая мысль епископа Николая, неисследованная до настоящего времени, раскрыта в работе “Средний путь – между плутократией и киновией * ”. Эта работа базируется на идее христианского человеколюбия и взаимной человеческой ответственности – на совести, а  не на внешней силе и давлении, т.е., на отказе от либерального типа экономики. Славянофильскую идею Николай перенял у русских мыслителей, прежде всего, у Достоевского и Хомякова. Эти идеи присутствуют во многих его работах, но компактно изложены в небольшом произведении “Сон о славянской религии (который снится всю жизнь)”. Будущее общее славянское государство представляется ему “широким океаном”. 


Оно должно базироваться на религии, а не на науке, искусстве и экономике. Религия, которая выступает основной объединяющей, интернациональной силой славянского государства, должна иметь три следующие характеристики: святость, соборность, апостольство.

Во время Второй Мировой войны, по словам генерала фон Лера, сам Адольф Гитлер лично приказал арестовать Патриарха Сербской Православной Церкви (СПЦ) Дожича, Митрополита Зимонича и Владыку Николая Велимировича. Конец войны владыка Николай встречает в концлагере Дахау, где он и написал свою знаменитую работу, посвященную Европе, – “Беседы с сербским народом сквозь тюремную решетку”. После краха нацистской Германии – уезжает в Америку, где умирает 18 марта 1956 года в русском монастыре святителя Тихона. 

Сербский опыт – система усреднения 

У сербов, замечает владыка Николай, никогда в истории (до конца Второй Мировой войны) не было ни теоретической, ни практической попытки создания общего, национального или государственного коммунистического строя. В этом никогда не было необходимости. С тех пор, как сербы обратились в веру Христову, они спонтанно, без особых теорий и философий приняли, усвоили и сохранили до наших дней “систему усреднения” как уклад жизни жителей села и города.

Благодаря этой “системе усреднения” сербский народ не вел в своей истории экономических и земельных войн, которые веками раздирали Европу. Сербская “система усреднения” состоит в том, что существует личное и коллективное имущество. Каждый человек обладает своим личным имуществом (полученное в наследство, нажитое), наряду с которым  может пользоваться и коллективным. Коллективное имущество существовало на селе и в городе.** 

В селах существовали хранилища. Сельские хранилища были огромными, намного большими, чем хранилище самого богатого хозяина в селе. Их было несколько. Осенью специальным налогом у всех зажиточных крестьян собиралось зерно, которым наполнялись хранилища. Следующей весной (так как весна самый тяжелый период для бедных крестьян) из этих хранилищ брали и делили зерно между неимущими. С тем, что оставалось, поступали следующим образом: если год был урожайным, то излишек продавался, чтобы освободить хранилища, если же понимали, что год неурожайный, то жито хранилось для тех, у кого его нет. В это заключалась сербская сельская система.

В городах существовали цехи. Каждый цех владел движимым и недвижимым имуществом и своими цеховыми кассами. На доходы от этого имущества содержались бедняки цеха. Возьмем для примера портняжный цех. Этот цех владел своим движимым и недвижимым имуществом. Если бы заболел или истратил имущество какой-либо из членов этого цеха, он получил бы помощь из доходов цеха на основании решения правления цеха. Если бы он умер в бедности и оставил детей, правление цеха должно было проследить, чтобы его дети изучили их мастерство, содержать их до получения звания мастера. При достижении звания мастера цех давал заем, чтобы они могли начать свое дело. Если же цех не мог сам поддерживать и содержать своих бедняков, он получал помощь со стороны городской общины. Наряду с этим существовал общинный выгон, где могли пастись городские козы и коровы. Также была практика, когда богатый член цеха, у которого не было своих детей, завещал все или часть своего имущества цеху для содержания бедняков.

Такой экономический строй сербов, делает вывод св. Николай, был проникнут духом христианского человеколюбия и взаимной человеческой ответственности, основанный на совести, а не на внешней силе или давлении. При этом строе каждый человек ощущал себя свободным, а не рабом, поскольку существовало личное (частное) и коллективное (общественное) имущество. Тот, кто терял все свое имущество из-за какого-то своего порока или незнания, мог получить поддержку из коллективных (общественных) доходов. Поскольку он не был отрезан от общества, то и не ощущал себя беспомощным и лишним. Благодаря помощи коллектива человек всегда жил надеждой, что заведет и личное имущество. Сербам не были знакомы ни картели богачей, ни голод бедняков. 

Возможность возобновления сербкой системы усреднения 

Святитель Николай считает, что возобновление “системы усреднения” было бы желательно, но невозможно. 
Почему?

Сербию отбросили в экономическом отношении назад ее родные сыновья, которые учились у народов с экстремальными экономическими теориями и практикой. “Но такие экстремальные системы господствовали среди других народов только потому, что у них не было “системы усреднения”. Это не поняли сербские сыновья, которые учились на поте своих родителей и своего народа, посылавших их помочь, а не навредить ему. Между тем, вернувшись на родину, они навредили, а не помогли, уничтожили, а не сохранили”

“Система усреднения”, по мнению владыки Николая, апробированная веками и освященная верой и традициями, хранила и сейчас хранит сербский народ от двух мировых зол: картельской плутократии и насильственного коммунизма, а значит от рабства – угнетения человека человеком и человека государством. Неизвестно, что из этого страшнее и недостойнее человека. Христос принижается в обоих случаях. Личность человека угнетается и уничтожается в обоих случаях. При “системе усреднения” плутократия была невозможна, а насильственный коммунизм был ненужен, не было оснований для его возникновения.

Картели, т.е. либеральный тип управления Святитель Николай отбрасывает как нечеловеческую систему. “О, картели богатеев! Картели для приобретения, безграничного приобретения личного имущества! Представьте, если бы они преобразовались в картели для помощи народу, если бы они отдавали вместо того, чтобы забирать, если бы они установили общее имущество для возобновления “системы усреднения”, они совершили бы доброе дело не только для своего народа, но для себя и народа”

В конце работы владыка предлагает сербам вернуться к “системе усреднения” (выражает надежду, что у сербов и русские переймут эту систему). Он говорит так: “Запомните, сербы, что “система усреднения” с экономической точки зрения украшает вашу историю не меньше, чем слава Косовской битвы и слава восстания под предводительством Карагеоргия. Поэтому равняйтесь на нее, а не смотрите налево и направо, не крутите зря головой. Вы не найдете ни рядом, ни далеко такой народ, который бы упорядочил свою жизнь во всех отношениях, в том числе и в материальном. Когда-то ты, сербский народ, был обманут и тебя ввели в заблуждение, ты отступил от своей собственной системы, “системы усреднения”. Возвращайся как можно скорее домой. Твое будущее, твое спасение и твоя слава между народов Божьих на земле зависит от того, вернешься ли ты в богобоязненном духе своих предков к “системе усреднения”

Зоран Милошевич 
Доктор социологии, профессор Института политических исследований (Белград). 

* Отличительная черта киновии – общее имущество, совместное проживание и возможность пользоваться имуществом любого, если необходимо. После описания жизни и проблем первой киновии Николай приходит к следующим выводам: 
- имущество первых христиан было общим на основании свободной доброй воли, без какого-либо внешнего давления и насилия; 
- земля была общим имуществом людей с одной душой, одним сердцем, одной верой, одними надеждами; людей, для которых земельное имущество имело второстепенное и небольшое значение, поскольку главными их заботами и трудом было очищение своей души, исправление своего характера, угождение Богу и достижение Царствия Небесного; 
- имущество каждого было в распоряжении всех святых людей; не экономистов и специалистов, а апостолов, самых святых, самых почтенных, и самых праведных людей, главным трудом которых был труд неземной, т.е. сообщение людям о существовании другого света и Воскресения Христова, подготовка людей к другому свету;

- при первой попытке упорядочения общества по принципу коммуны одни люди показали себя почтенными и искренними, а другие – непочтенными и неискренними; 
и 
- во время первой киновии кроме недоверия проявилось также особое недоверие и протест из-за неодинакового раздела пищи и других продуктов на основе расового признака (между греками и евреями). 
Из приведенных фактов владыка Николай заключает, что общество киновийского типа может существовать при трех условиях:

1.      все члены этого общества придерживаются одной и той же религии и одинаково стремятся в Царство Небесное; 
2.      все одинаково честны и искренни; 
3.      все относятся к одной расе и народности.

К этому владыка добавляет следующее: “Но такую коммуну особо ни Христос не проповедовал, ни апостолы не рекомендовали и не называли единственным и необходимым способом существования имущественного и общественного слоя и спасения человеческого”

** Подобные отношения сохранились и в нашем селе. Я рассказывал об этом здесь

Tags: ifc, мудрые цитаты
Subscribe

  • (Ч12) Скромность

    В детстве, читая сказки этносов, населяющих Эту Страну, я неоднократно встречал в них мотив попугайных ключей. Это такие магические отмычки,…

  • Чешуйчатой бабушке приготовиться

    О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды. Хилон из Спарты Очень доставляет наблюдать за кукареканием отечественных эльфов, коим не…

  • Потная борьба внутри фем-комьюнити, или Гендерные войны 14

    Видели уже новость об очередном ЕЖГ внутри тусовочки мордорского авангарда прогрессивных комиссарш? Я как-то упоминал потную борьбу эльфийских…

promo ifc march 19, 2012 10:41 59
Buy for 50 tokens
Первое правило Клуба - вы можете рассказывать о Клубе, кому посчитаете нужным. И так часто, как захотите. Второе правило Клуба - никаких правил. UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments