
Вчера, в очередную годовщину вывода советских войск из Афганистана, я совершенно незапланированно включил "Кочегара". Многим он не нравится, потому что они его не понимают. Критики об этом фильме написано - тонны, но толку - чуть. Не буду врать, что я могу понять всё то, что вложил в эту историю Балабанов - наверняка это может понять лишь тот, кто был на войне.
Однако фильм не вызывает у меня отторжения и не воспринимается, как "чернуха". Это, как и "Груз 200" - притча. О том, каково людям жить в мире, где отрицают присутствие Бога. Однако я, собственно, о другом.
Вчера Путин выступал. Перед ветеранами той войны. И впервые, наверное, из уст главы государства чётко прозвучало признание их прошлых и нынешних заслуг. Что да - войска ввели не с бухты-барахты, а пытаясь уже тогда обрубить корни только начинавшего набирать силу исламского фундаментализма. Что страна помнит о тех, кто прошёл столько раз оболганную войну. Что они выполнили свой долг в прошлом веке, и продолжают выполнять сейчас, рассказывая молодёжи о том, каково это - пройти бои, где "наши и враги", а затем не сломаться здесь, где "все наши". Не стать уголовником, не остаться до конца дней травмированным, как якут-кочегар - привыкнуть к этой жизни и попытаться сделать её лучше.
И вот, пришёл новый век, а с ним - новая война. Не там, в далёкой Центральной Азии, а здесь, у нас. С одной стороны - те, кто понтуется на камеру, обстреливая мирные города согласно заветам англосаксов, уничтоживших сперва Дрезден, а затем Хиросиму с Нагасаки. С другой - те, кто не понтуется, однако в итоге скажет о первых:
"Они на войне не были. Издалека стрелять - это не война".
Journal information
Второе правило Клуба - никаких правил.UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…