|  В продолжение неоднократно поднимаемой мною темы "цивилизации", "цивилизованности", etc. пусть тут полежит цитата из свежего текста Галины Иванкиной, с которой я, по большей части, согласен. ...Цивилизованность - это всегда… неудобство, привыкая к которому, общество становится на ступень выше. Окультуривание есть претерпевание, а не поиск лазейки. Это - правила гигиены, соблюдение дресс-кодов и законов. Ребёнка с детства приучают мыть руки, хотя он не понимает, зачем: они же всё равно потом испачкаются. Когда многоизвестные хиппи расхотели стричься, работать, думать о будущем, служить в армии и создавать нормальные семьи, они честно утвердили для себя: мы уходим от этой жестокой, немыслимой, лживой цивилизации. Им не нравилась технократическая модель 1960-х с её футуризмом и рациональностью - вот ребятки и выбрали жить в иной системе координат, никак не связанной с понятием "цивилизованность". Интересно, что хиппи осуждались и на буржуазном Западе, который, собственно, их породил, и в Советском Союзе, где побег от свершений прогрессивного человечества (читай - от цивилизации) считался некомильфотным, асоциальным и даже преступным...
...Кстати, об СССР. В прошлом году, на волне тридцатилетнего юбилея Перестройки-85, было сделано много публикаций - писали историки, культурологи, экономисты и топовые блогеры Живого Журнала. В большинстве этих статей прослеживался устойчивый мотив: горбачёвские реформы задумывались для того, чтобы сделать Совдеп цивилизованным. Перечислялись: хрестоматийные 150 видов колбасы, появление на киноэкране голых ягодиц и введение крикливой многопартийности. Поверхностно и глупо. По-дикарски. На деле же мы как раз откатились от цивилизованности - в обмен на голливудские мультики и возможность выбирать из ста пятидесяти видов очень плохой еды. Их 150, но еда - плохая. А от себя - отказались. От цивилизации. От всеобщей, затверженной образованности, которая считалась у нас не "правом джентльменов", а обязанностью ширнармасс.
Цивилизованность - это когда простого человека стараются подтянуть до высокого культурного уровня. Большевикам досталась "в наследство" громадная тёмная масса, не знавшая ни букв, ни цифр, ни норм поведения. Что постулировалось прежде всего в домах-коммунах 1920-х годов? Правила социалистического общежития, чистота помещений и одежды, уважение к соседям - всему этому приходилось планомерно учить. В прессе тех лет частенько появлялись публикации, где сравнивались ужасающий и, по сути, убивающий быт дореволюционного пролетария и противопоставленная ему солнечная современность. Авторы статей прямо говорили: вот фотография замызганных работяг 1913 года, а вот дом-коммуна и фабрика-кухня 1929 года! "Там - грязь и насекомые, пьянство и безысходность. Тут - наполненные светом эркеры и стерильность нижнего белья". И главное - никакой свободы "самовыражения"! Да. Цивилизованность - это пестование стерильности, а не попытка объяснить себе и окружающим, что мыльная пена смывает с человека удачу.
Цивилизованность - это принуждение к совершенству, которое со временем становится насущной потребностью.Текст полностьюУж на что я не одобряю никаких форм принуждения, но с заключительной из процитированных выше фраз не могу не согласиться. Добавлю лишь, что принуждение это должно иметь место с самого детства и являться настолько незаметным, чтобы человек осознавал наличие помянутого принуждения, лишь повзрослев. Вспомнился, кстати, по этому поводу отрывок из известного произведения братьев Стругацких. - А помнишь проект "Октябрь"? - спросил Лин. - Еще бы! - Поль снова оживился. - А ты понял, почему план провалился? - Ну... как тебе сказать... Молодые были... - Эх ты! - сказал Поль. Он развеселился. - Ведь учитель нас нарочно на Вальтера натравил! А потом провалил нас на экзамене... - На каком экзамене? - Виу, Сашка! - закричал Поль в восторге. - Капитан был прав - ты единственный, кто ничего не понял!"Полдень, XXII век"
|
|
| |