
...На протяжении последней четверти века исчезало и сегодня почти вовсе исчезло понятие профессии. Кто-то утратил свою профессию, кто-то - не приобрёл, в итоге все не профессионалы, а…- кто? Да так как-то… Для этого "так как как-то" даже слово придумано: прекариат. Слово склеено из двух: proletariat на precarious. По-английски это значит ненадёжный, сомнительный, опасный, рискованный, шаткий, непрочный, случайный, нестабильный, неустойчивый.
"Прекариат - дитя упадка"
Прочёл весьма годную публикацию Татьяны Воеводиной, посвящённую "лицам без определённых занятий", и тут же живо вспомнил, как сам был таким лицом. К счастью, вовремя взялся за ум и определился, так что менять сферу деятельности теперь уж не намерен. Однако, прекрасно понимаю, о чём говорит упомянутый выше автор, когда пишет нижеследующее
У прекариата нет внятного самосознания и даже устойчивого самоощущения. Кто я? Каково моё место в жизни? Что я значу и значу ли я вообще что-нибудь, или я просто пыль, гонимая ветром? А может, я всё-таки современный амбициозный профи международного уровня: мне ведь переводик из Канады подкинули…. Все эти неловкие вопросы в большинстве случаев остаются без ответа. Вернее, хозяева дискурса дают на них утешительные ответы, слегка купирующие боль бессмыслия. Вроде таблетки анальгина при зубной боли.
А кому таблетка не помогает - пригодится примочка...
Какая? Да мы все её знаем.
...Современный человек, когда покупает, платит не за свойства товара, а за прирост самоуважения, самооценки. В какой-то мере так было и раньше, но сегодня это явление разрослось и стало ведущим и глобальным.
Почему именно сегодня людям так исступлённо нужен бренд?
Это суррогат уважения. А уважение человеку очень нужно, нужно ощущение какой-то своей значимости, ценности. Без этого невыносимо жить. Недаром выпивохи выясняют вечный вопрос: "Ты меня уважаешь?". Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке: уважения хочется каждому, но на трезвяк об этом помалкивают.
А за что его уважать-то - безвестного офисного сидельца, песчинку, гонимую ветром? Да и кто будет уважать? Его и знать-то никто не знает. Он живёт в маленькой клеточке блочной громады, не зная ни соседей, ни жителей своей улицы - никого. Он не принадлежит ни к какому сообществу по месту жительства - это факт известный-преизвестный. По месту жительства он просто ночует: недаром районы блочных громад прозваны спальными. Он мотается на работу, отдавая транспорту изрядную часть своих силёнок, но и работа редко даёт толику уважения. Прежде всего, для огромного большинства работа эта - нечто случайное и временное. У него чаще всего и профессии-то никакой нет, разве что диплом какого-нибудь "финансово-юридического". Посидел здесь - пошёл туда. А ведь хочется, чтоб уважали, чтоб ты принадлежал к какому-то кругу, сообществу, и не к абы какому, а к кругу ценных и значимых. Уважали чтоб...
Ну да ладно, пост не об этом вообще-то. Он о том, что почитав о прекариате, я задумался на тему "а куда же делась вся вот эта борьба за права трудящихся"? Ведь была же борьба, а после распада СССР она как-то потонула в болоте конформизма. Естественно, задумываюсь об этом не один только я. Вот, например, что надумал по этому поводу Руслан Карманов.
Заметили, что тема профсоюзов тихо сведена на нет - защитой прав занимаются горластые "правозаshitники", которые могут сутками орать про права карликов, гомосеков, латиносов и веганов, но вот чуть что касается профильной задачи - трудовых споров, условий труда, оплаты и социалки - резко умолкают?
Такое вот переключение внимания, без палева совсем, да.
Генри Форд проще делал - лидеров профсоюза заказывал отстреливать мафии. Оплата киллера выгоднее, чем доплата всем рабочим на предприятии.
Сейчас вся эта схема с "любой ценой не давайте трудящимся объединяться для защиты интересов" стала уже слишком очевидной - профсоюзы высмеяны и уничтожены, в результате чего "каждый за себя" и против корпоративной машины - с юристами и кадровиками, которые за копеечку стерегут интересы фирмы и показательно уничтожают тех, кто что-то вякает...
...Вообще тема приватизации понятия "правозащита" специальными коммерческими организациями, чётко спонсируемыми определёнными кругами - крайне занятна.
Тратится N денег на фиксацию в массовом сознании "Правозащита = перечень конкретных юрлиц и фамилий", а потом монетизируется через выполнение заказов.
В принципе, как и с экологами и прочими "радеющими за правду".
Вместо монолитной структуры "все врачи" / "все рабочие" / "все парикмахеры" - сотни чётко сегментированных "микрозащитников" - эти защищают только многодетных женщин, эти только приезжих из определённой страны, эти только приверженцев определённых верований. В сухом остатке - не защищён никто, компания может спокойно беспределить как захочет. Сотрудник, кстати, в качестве защитной меры ни за что не отвечает и на работу хуй кладёт.
Прекрасное взаимопонимание.
Отсюда
И вот это всё - оно ведь связано. Прекариат - итог атомизации, а она возникла из-за провала борьбы трудящихся за свои права, каковая борьба превратилась в ИБД, приватизированную "правозаshitниками". Но кто ответственен за такой итог? Сами, только сами. Потакали ложному эго, думали - "уж я-то как-то изгильнусь, даже когда другим будет плохо", и вот, нате.
Ни профессии, ни прав, ни самоуважения. А всё потому, что неохота была напрягаться. Добро пожаловать в светлое будущее, да.
Остались ещё люди, которые думают, что советская пропаганда врала?

Journal information
Второе правило Клуба - никаких правил.UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…