Революция была не только социальной революцией, но ещё и отчасти религиозной реформацией в России. Как пролетариат в марксизме воспринимался как мессия, который выведет людей из капиталистического апокалипсиса, так и сам Ленин в какой-то момент, сам того не желая, стал восприниматься как кто-то вроде Христа, который умер в процессе революции. Его жизнь - как этакое второе пришествие.Лев ДанилкинНедавно я уже цитировал автора свежей книги о Ленине, когда
поздравлял сожыжыстов с Первомаем. В том посте я выразил убеждённость в неизбежности торжества красной идеи.
Татьяна Воеводина, публикации которой мы тут время от времени обсуждаем, не согласна с этим тезисом в том смысле, что рассматривает также другой вариант, при котором может победить не красная, а коричневая идея, то бишь - фашизм. В принципе, я согласен, что такая возможность существует, однако, как по мне, она исчезающе мала, поскольку коммунизм направлен в сторону усложения, развития, а фашизм (в любом его варианте) - это упрощение и деградация, вступающая в противоречие с самим "ходом вещей".
Заинтересовало же меня в новой публикации Воеводиной не это, а то, что она, подобно Данилкину, считает и красную, и коричневую идеологии разновидностями религии.
Я не разделяю центральной идеи исторического материализма о примате экономики, а, напротив, считаю, что ведущим аспектом и движущим механизмом жизни является религия, вера, широко понимаемая. Человек действует согласно своим верованиям, осознанным или подсознательным. Религия - это некая картина мира, принимаемая без рациональных доказательств и вытекающие из неё нормы поведения. Такой подход имеет давнюю традицию: так думали Макс Вебер, Вернер Зомбарт, наши Сергей Булгаков и Константин Леонтьев, да много кто думал.
Что социализм - это именно и есть религия, понимали давно. Луначарский написал даже толстую книгу "Социализм и религия", где утверждал, что социалист по накалу веры гораздо сильнее "старорелигиозного человека", как он выражался. И это верно.
Борьба советской власти против религии - это не борьба против любой религии вообще, это борьба двух религий между собой. В сущности, это религиозная война. Современная идеология консюмеризма, вытеснившая в передовых странах большинство традиционных верований, - это тоже религия, религия мамонизма.
Фашизм - тоже религия.
Отец-основатель фашизма Муссолини в книжке "Доктрина фашизма" пишет важнейшую вещь: "Фашизм - это не только и не столько образ правления, сколько образ мысли"."Тоталитаризм - будущее человечества?"Очень верно подмечено, как по мне. Вообще, в материале много нажористых моментов. Например, указание на то, что фашизм изобрели англосаксы, а германские нацисты
с огромным уважением относились к достижениям англичан в формировании "нации господ" и полагали их образцовыми "тевтонами" и своими расовыми братьями.Кстати, разница между англосаксонским (а также эуропейским в целом) фашизмом XX века и его версией, продвигаемой ныне, нам, в отличие от Воеводиной, давно
известна.
Edited at 2017-05-06 06:17 am (UTC)
А узость человеческого сознания не выходит за рамки пирамиды Маслова, а реальность сложна, следовательно в любой системе будут иррациональные "божественные" элементы и их четкое или не очень объяснение в рамках этой системы.