Сегодня во многих лентах мелькнуло вот это фото, сделанное в так называемом "Музее святости" в Екатеринбурге, каковой музей, бают, некогда открывал сам патриарх РПЦ.
Это Ленин, Троцкий и Дзержинский, если кто не понял. А крови, видимо, самое место в музее с подобным названием. В сём есть своеобразная логика. Ведь если Николая Кровавого упорно стараются отбелить в святые, но чем больше крови, по логике белодельцев, тем "святее". Их "святые" - Колчак, Маннергейм и прочие - вызывают у них благоговение. Правда, непонятно тогда, на каком основании они упрекают большевиков, которых сами же обвиняют в "кровавых злодеяниях". Видимо, так выглядит типичное двоемыслие в его белодельческом подвиде.
Тут будет лежать выдержка из годного разбора полётов на тему того, почему канонизация Н2 принесёт вред России.
Вызывает глубокое недоумение и пропагандируемая сторонниками канонизации ответственность за "тягчайший грех цареубийства, довлеющий над всеми народами России" (Обращение участников 3-й конференции "Царское дело и екатеринбургские останки" 8.12.1998) и призыв ныне живущих к покаянию в нём.
Разве не очевидно, во-первых, что грех - дело личной совести согрешающего, а не того, кто в нём не принимал никакого участия? Потому можно и нужно молиться за совершившего грех, но невозможно каяться вместо него. Ниневитяне каялись за свои грехи, а не за грехи своих праотцев.
Во-вторых, совершенно непонятно, почему народ повинен в убийстве именно Николая II, а не императоров Александра II, Павла I, Петра III, царя Фёдора Годунова, или Великих князей Сергея, Михаила и других, или святого царевича Димитрия, святой Елизаветы Федоровны, святых Бориса и Глеба, или …? В чём причина этой поразительной странности?
В-третьих, идея виновности народа за грех убийства Николая II не ведёт ли к тому, что наши народы, в первую очередь русский, становятся главными преступниками, а действительные убийцы уходят в тень? И наконец, не способствует ли эта идея возникновению в народе болезненного комплекса виновности, вполне ложного, в том числе и потому, что в отличие от любого другого греха, который можно омыть покаянием, здесь никто не знает в чём и как должно каяться, чтобы очиститься от этого греха. (Интересно, что решит священник, если ему кто-либо покается в грехе убийства царя Фёдора Годунова или Николая II?).
Может быть, следует послушать пророка Иезекииля, который прямо говорит от лица Божия: "Вы говорите: "почему же сын не несёт вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остается, и беззаконие беззаконного при нём и остается" (Иезек.18;19-20).
Необходимо осмыслить и те последствия, которые может повлечь за собой канонизация бывшей августейшей семьи.
Первое. Сам вопрос о ней уже вызвал такое противостояние в церковной среде, в народе, которого в истории нашей Церкви ещё не было. Уже вместо трезвого, серьезного обсуждения естественных в подобных случаях проблем в православных средствах массовой информации начались самые жёсткие, совершенно не подобающие христианам высказывания перед лицом внешнего мира в адрес своих собратьев.
Это ли не соблазн для верующих и неверующих и не прямой подрыв авторитета Церкви, её проповеди о любви? Возможная же канонизация при явном несогласии с ней очень многих (например, во время встречи митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с учащимися Московских духовных школ 31 марта 1997 года выяснилось, что таковых приблизительно половина) способна ещё серьезнее осложнить ситуацию в нашем обществе и разделить его ещё по одному признаку, ибо многими данный акт будет воспринят как принуждение их совести к почитанию того, в ком они не видят ни должного примера христианской жизни, ни тем более святости.
Второе, "молитвы Царю-искупителю Государю Мученику… и первому предстоятелю Руси Небесной пред Престолом Вседержителя" свидетельствуют, что вопрос о канонизации бывшей царской семьи уже не только преступает границы канонические, но и начинает серьёзно угрожать самому догматическому сознанию нашей Церкви. Возможная канонизация, без сомнения, будет прямо способствовать развитию этого процесса.
Алексей Осипов
Journal information
Второе правило Клуба - никаких правил.UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…