полная-со-стороны-Джека-невозмутимость (ifc) wrote,
полная-со-стороны-Джека-невозмутимость
ifc

Categories:
  • Music:

Заметки на полях (597). Эволюция представлений о нечистом и священном

некошерно

Наверняка считали свинью священным животным сирийцы, В их великой религиозной столице - городе Иераполе (на берегах Евфрата) свиней запрещалось приносить в жертву и употреблять в пищу; человек, прикоснувшийся к свинье, считался нечистым всю оставшуюся часть дня. По одним сведениям, сирийцы поступали так потому, что свинью считали нечистым животным, по другим - это было связано с тем, что она, напротив, была животным священным. Такое расхождение мнений говорит о том, что религия сирийцев ещё не вышла из того туманного состояния, при котором идея святости и идея нечистоты ещё чётко не отделяются одна от другой, но составляют единое расплывчатое представление, которому мы даём название табу. Это хорошо согласуется с предположением, что свинья служила воплощением бога Адониса, а пример Диониса и Деметры наводит на мысль, что предание о враждебности бога по отношению к данному животному обязано своим происхождением более позднему превратному пониманию этого бога как воплотившегося в свинью. То, что поклонники Аттиса, а возможно, и почитатели Адониса не употребляли в пищу свинину, не исключает возможности того, что свинью в торжественных случаях предавали закланию в качестве представительницы божества и что свинина употреблялась для причащения. Ритуальное заклание и поедание животного как раз и подразумевают, что речь идёт о священном животном, которое нельзя убивать для обычных нужд.

Отношение иудеев к свинье отличалось той же двусмысленностью, что и отношение к ней язычников-сирийцев. Греческие авторы так и не пришли к окончательному выводу, поклонялись ли они свинье или, напротив, испытывали к ней отвращение. С одной стороны, иудеям запрещалось употреблять в пищу свинину. Но, с другой, те же иудеи запрещали убивать это животное. Если первое правило говорит о нечистоте свиньи, то второе еще более красноречиво свидетельствует в пользу его святости. Представление о свинье как о животном священном объясняет оба эти предписания: одно - с необходимостью, а другое – с достаточной долей вероятности, между тем как представление о свинье как о животном нечистом не объясняет ни одного из этих предписаний, а одно из них начисто исключает. Отдав первой гипотезе предпочтение перед второй, мы с необходимостью приходим к заключению, что первоначально народ Израиля не только не испытывал отвращения по отношению к свинье, но, напротив, поклонялся ей. В этом мнении нас укрепляет сообщение о том, что ещё во времена пророка Исайи некоторые евреи тайком собирались в садах, чтобы в религиозных целях отведать свинины или мяса мышей. Здесь мы, несомненно, сталкиваемся с обрядом очень древнего происхождения, с обрядом, уходящим своими корнями во времена, когда евреи поклонялись свиньям и мышам и причащались их мясом и кровью - как мясом и кровью бога - исключительно в редких торжественных случаях. Возможно, мы вправе предположить, что первоначально все так называемые нечистые животные были священными и в пищу их не употребляли именно по этой причине.


Джеймс Джордж Фрэзер, "Золотая ветвь: Исследование магии и религии"

Эта цитата может расстроить представителей некоторых вероисповеданий, но она наглядно демонстрирует, насколько пластичны человеческие представления в части идеологических клише, не имеющих связи с биологическими аспектами существования.

Отходы жизнедеятельности, например, считают нечистыми все - и верующие, и атеисты. Ну, кроме отдельных достигших вершин дегенерации затейников вроде одного маркиза, национального героя Франции. А вот когда речь заходит о свинине, говядине, маисе или ещё чём-нибудь съедобном, тут нагромождение суеверий такое, что не придают им значения лишь люди вроде китайцев, которые едят всё, что шевелится. У них, впрочем, есть заморочки другого сорта.

Проверяются на прочность эти суеверия очень легко. Достаточно человеку попасть в экстремальную ситуацию, когда от употребления той же свинины, например, зависит само выживание. И всё встанет на свои места.

Tags: нет вестей от бога
Subscribe

Posts from This Journal “нет вестей от бога” Tag

promo ifc march 19, 2012 10:41 2
Buy for 50 tokens
Первое правило Клуба - вы можете рассказывать о Клубе, кому посчитаете нужным. И так часто, как захотите. Второе правило Клуба - никаких правил. UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments