
Можно поставить вопрос по-другому: не для чего, а для кого человек живет? Духовенство живёт для Бога, опричники - для державы, а земцы - для себя (или своих близких - в таком контексте это всё равно для себя). Возможно, это звучит слишком однозначно - ведь люди многих профессий, скажем врачи, учителя, социальные работники, имеют полное право заявить, что они живут для других людей, - но русские понимают это именно так, как я написал. Твоя работа может приносить пользу другим людям, так и должно быть, но это работа, за которую тебе платят, и - главное! - в случае твоего профессионального успеха и вознаграждение, и слава будут твоими; это не называется жить ради других.
В подобном ключе становится совершенно ясно, почему первым, вторым и третьим называются духовное, служилое и податное сословия, а не наоборот: это вытекает из русской иерархии ценностей: Бог - держава - человек. И естественность этой иерархии прекрасно иллюстрируется тем, как идут процессы перехода из сословия в сословие: из третьего сословия люди уходят и во второе, и в первое, становясь опричниками или духовенством; из второго опричники нередко уходят в первое, чаще в монахи, и почти никогда в третье; члены же духовенства практически никогда не уходят из своего сословия.
Из разных жизненных приоритетов проистекает и разное отношение к деньгам, к богатству: для всех земцев деньги - объект желания (с разной силой, но для всех), для опричников - объект презрения (в силу противоположности идей богатства и власти), а для духовенства - объект безразличия (как поётся в любимой в первом сословии песне, сочиненной иеромонахом Романом, "я ничего с собою не возьму, / и потому мне ничего не нужно"). И к коллегам по сословию отношение разное: для церковных людей все остальные церковные люди - единоверцы, так же как для опричника все остальные опричники - единомышленники, и в этом их богатство. У земцев же есть только друзья и партнёры, которых по определению не может быть очень много, а просто другие земцы для них никто.
Интересно, что даже обращения друг к другу в разных сословиях разные: в третьем сословии это "господин" или в более уличном варианте "гражданин", во втором сословии - "товарищ", а в первом - "брат". Поэтому в разговорном русском языке сословия называют не по номерам или названиям, а "братья", "товарищи" и "господа". Сословия по-разному не только обращаются друг к другу, но и здороваются и прощаются: церковные люди говорят при этом "помогай Бог" и троекратно целуются, опричники говорят "будь сильным" и обхватывают друг другу предплечья, а земцы говорят "здравствуй" или "будь здоров" и пожимают руки, как у нас. Всё это является частью русского отношения к жизни, и как в российском обществе представлены эти три образа в виде трёх сословий, так они представлены - в каких-то пропорциях - в каждом человеке.
Михаил Юрьев, "Третья Империя"
Понятия не имею, знакомился ли автор в ходе написания книги с социологическими исследованиями вроде того, которое вы видите на картинке выше, но если нет, то оцените, насколько точно он отобразил иерархию ценностей наших людей.
У 75% опрошенных в жизненных планах вообще не было получения доступа к власти. То есть в опричники эти люди вряд ли пошли бы, так как у них вообще другие приоритеты. То же касается и духовенства. Если оно смогло бы реформировать Церковь, как то описал Юрьев, то есть отказаться от стяжательства и выработать равнодушие к земным богатствам, то шли туда бы лишь люди, разделяющие тезис "мне ничего не нужно" (сразу вспомнилось кастанедовское "у меня ничего нет, и мне это нравится").
Вот эта идея - о разделении жизни для Бога, жизни ради служения и власти, а также жизни для себя - она очень верная. Ни одному государству на Земле реализация сей идеи в глобальном масштабе не удавалась. И именно потому, сдаётся мне, все государства в итоге погрязали в коррупции, etc., и закономерно разваливались.
Можно называть книгу Юрьева утопичной, но в ней однозначно очень много годных наблюдений и проистекающих из оных наблюдений идей.
Journal information
Второе правило Клуба - никаких правил.UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…