полная-со-стороны-Джека-невозмутимость (ifc) wrote,
полная-со-стороны-Джека-невозмутимость
ifc

Category:
  • Music:

Заметки на полях (628). Реформа РПЦ в Империи (1)



Весьма интересно Юрьев видит реформу РПЦ в "России, которая должна быть". Не знаю, читал ли роман камрад yuri_loskutov, но было бы интересно узнать его мнение.

Как я уже указывал, реформа 2013-2017 годов прошла под знаком отмены никонианских реформ XVII века и возвращения к дораскольным нормам, хотя вовсе этим не ограничилась. В части богослужения действительно были восстановлены основные элементы старого обряда: написание имени Спасителя с одним "и" (Исус), добавление "аз" в третьем члене символа веры для Сына ("рождённа, а не сотворённа") и слова "Истинный" в восьмом члене для Духа Святого, двуперстное крещение, двойная (так называемая сугубая) аллилуйя вместо тройной, служба на семи просфорах, хождение "посолонь" при крещении, венчании и освящении храма, использование шести– и восьмиконечного креста и иное. Но были восстановлены и гораздо более древние элементы, причем уже не богослужения, а канона, постепенно упраздненные существенно ранее раскола - ещё в XV веке. К семи таинствам: крещения, миропомазания, исповеди, причастия, рукоположения, венчания и соборования - прибавилось ещё пять, существовавшие ранее: великое освящение воды, постриг в монахи, освящение храма, освящение иконы и постановка священника на приход. Все эти обряды ("чины", по-православному) существовали и до реформы, но не считались таинствами.

* * *

Канонические изменения затронули и более фундаментальные вопросы - в первую очередь это касалось почитания святых. Сам сонм святых, как и иконы с изображением Богородицы и святых, всегда играли важнейшую роль в православии, причем на уровне и Церкви в целом, и чувств каждого верующего. Поэтому ни о каких изменениях по типу европейской реформации Лютера и Кальвина, направленных на отмену этого, в Русской церкви не могло и не может идти и речи. Но руководство РПЦ пришло к выводу, что в этой части скопилось множество отклонений от исходной традиции и древнего благочиния, и VIII Собор был сочтен подходящим моментом для исправления этого. Им и был принят ряд решений в этом направлении, а именно: из богослужебного канона были изъяты слова "пресвятая Богородица, спаси нас", и на будущее такие же слова были запрещены и при молитвенном обращении к любым святым - спасать может только Бог. Они были заменены на слова "пресвятая Богородица, моли Бога (или "моли Сына Своего") о нас", как и было принято для святых.

Храмы сохранили названия по тем или иным святым или событиям, отмечаемым как церковные праздники, но только после имени Бога. Таким образом, ныне храм может называться, например, "храм Господа нашего Исуса Христа в память Николая Чудотворца" или "храм Господа нашего Исуса Христа в память об Успении Богородицы" - наименование же просто "храм Николая Чудотворца" считается неканоническим.

Церковные праздники чудотворных икон Божьей Матери (так же как и наименования храмов и приделов) также теперь положено именовать "в память о чуде такой-то иконы Божьей Матери" - иное наименование считается неканоническим.

Иконы Богородицы и святых можно и нужно держать дома и молиться им (просить "моли Бога о нас"), но теперь только вместе с иконой Спасителя или Святой Троицы. Иметь дома или на работе только иконы святых считается нарушением благочиния. При этом теперь канон устанавливает, что на любой иконе Богородицы или святого должно быть хотя бы маленькое изображение Спасителя или Святой Троицы; впрочем, это относится только к новым иконам, которые пишут сейчас, - старые иконы, не соответствующие этому канону, никоим образом не запрещены и считаются вполне благодатными (как, кстати, и все новообрядческие никонианские иконы с иным, чем до XVII века и после VIII Собора, написанием имени Спасителя). Все это было направлено на то, чтобы почитание Пресвятой Богородицы и святых было дополнительной частью веры в Бога, пусть и важнейшей, а не подменяло ее, как это, на взгляд православных, имеет место в католицизме.


* * *

Кроме того, VIII Собор ввел иерархию святых: теперь отдельно есть собственно святые, критерием принадлежности к которым является наличие явных и несомненных признаков Богоизбранности. А отдельно есть благоверные, критерием принадлежности к которым является просто прожитие такой жизни, которая может служить примером для православных христиан. К святым относятся лишь чудотворцы, а также мученики - потому что, как сказал по этому поводу на Соборе уже упоминавшийся митрополит Константинопольский Арсений, "если человек предпочитает умереть, но не произнести слов отречения от веры, от которых ведь потом можно и отказаться, - это и есть самое великое чудо". Соответственно их называют по лику, с добавлением слов "чудотворец" или "мученик" - например, "святой преподобный имярек чудотворец". У благоверных же нет ликов, их называют с добавлением их положения в земной жизни, например "благоверный князь имярек" или "благоверный монах имярек". В благоверные был полностью переведен лик страстотерпцев (святых, принявших смерть вовсе не за веру, но смиренно), существовавший со времен прославления Бориса и Глеба в XI веке. Это практически завершило противостояние внутри Церкви по вопросу о том, правильной ли была канонизация последнего русского царя Николая II - против его причисления к благоверным никто не возражал. То же относится к причислению многих правителей и военачальников, таких как Дмитрий Донской или адмирал Ушаков. Соборно благоверных поминают лишь в благодарственных молитвах, а с просьбой о помощи к ним не обращаются (в индивидуальной молитве просить молить Бога за вас вы можете кого угодно, хоть почивших родственников).

Священнослужителей стало запрещено называть "отец", потому что Спаситель сказал: "Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах". Поэтому все верующие обращаются друг к другу "брат" или "сестра" (по тем же словам Спасителя - "…все же вы - братья"), а к священнику - "старший брат" или, сокращенно, "старшой" (например, "старшой Иоанн, благослови"). Однако любого епископа по-прежнему называют "владыко", потому что на это в Священном Писании запрета нет, а русские понимают Писание буквально.


Михаил Юрьев, "Третья Империя"

Я далёк от церковных дел, но многие моменты, как, например, упрядочивание почитания святых, видятся мне вполне здравыми.

Tags: нет вестей от бога, сын земли
Subscribe

Posts from This Journal “нет вестей от бога” Tag

  • Новые достижения BLM-олимпиады

    К вопросу о том, на что тратят силы заокеанские эльфы, пролетающие мимо олимпийских медалей. Чикаго продолжает ставить рекорды по количеству…

  • Олимпиада и троцкизм

    Не испытывая ни малейших симпатий к мордорским участникам токийской Специальной Олимпиады, согласившимся выступать без…

  • ИИ на службе секас-революции

    К вопросу о перспективах секас-революции. Не далее, как в апреле, ехидный ватник Мараховский обратил внимание на очередную новацию, которую…

promo ifc march 19, 2012 10:41 51
Buy for 50 tokens
Первое правило Клуба - вы можете рассказывать о Клубе, кому посчитаете нужным. И так часто, как захотите. Второе правило Клуба - никаких правил. UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “нет вестей от бога” Tag

  • Новые достижения BLM-олимпиады

    К вопросу о том, на что тратят силы заокеанские эльфы, пролетающие мимо олимпийских медалей. Чикаго продолжает ставить рекорды по количеству…

  • Олимпиада и троцкизм

    Не испытывая ни малейших симпатий к мордорским участникам токийской Специальной Олимпиады, согласившимся выступать без…

  • ИИ на службе секас-революции

    К вопросу о перспективах секас-революции. Не далее, как в апреле, ехидный ватник Мараховский обратил внимание на очередную новацию, которую…