Эта заметка - продолжение предыдущей.
Когда святитель Кирилл и Гавриил Великий размышляли над тем, как выстроить новый статус Церкви в Третьей Империи, ничто из вышеперечисленного их не вдохновляло и примером для них не служило. Это касалось не только гонений и прямого огосударствления, но даже и соправления - мирская власть, даже и "в доле" с государством, разлагает Церковь, в силу самой её природы. С другой стороны, это не означало, что в прошлом не на что было ориентироваться - был период раннего христианства, когда Церковь могла рассчитывать только на себя, поскольку была гонима, но она была сильна духом и потому не склонялась перед государством, но и нисколько не пыталась его подменить, в точном соответствии со словами Спасителя "отдайте Богу Богово, а кесарю кесарево". Примерно это (только без гонений) и составляет русский идеал в отличие от византийского - не государство и Церковь вместе правят державой, а государство правит державой, а Церковь - духом людей. Цель Церкви - вместе спасаться, и ничего больше. Её интересы и цели лежат вне нашего мира (верующие стремятся стяжать Царства Небесного, а "Царство Моё не от мира сего"), и потому участие в любых земных делах, даже самых богоугодных, таких как материальная помощь сирым и убогим, является для неё сугубо вторичным делом. Церковь, безусловно, должна обличать зло этого мира, в том числе исходящее от власти, не боясь ничего, как это делал святитель Филипп при Иване Грозном, но не для того, чтобы сменить эту власть, а чтобы свидетельствовать перед миром, что жива вера Христова в Церкви Его.
С учетом сказанного ясно, что если уж открывать новую страницу во взаимоотношениях Церкви и государства, то следует избежать соблазна - немалого, надо сказать, - а именно принятия модели активной прямой помощи Церкви со стороны государства. Это неизбежно приведет к зависимости Церкви, даже если таковая помощь, финансовая или иная, будет абсолютно искренней. Как гласит грубая русская поговорка, "кто девушку ужинает, тот еёе и танцует". Трудно обличить зло, исходящее от власти (сегодня его нет - а завтра, глядишь, и появится), если она тебя содержит. Ещё более скверный вариант, чем прямая бюджетная помощь, - предоставление хозяйственных льгот разного рода, дающих возможность легко заработать самим. Это всё равно есть зависимость от государства (льготы же можно отозвать!), но к тому же как можно служить двум господам, одновременно заниматься спасением и коммерцией? Не зря же Спаситель изгонял менял из Храма. Что же касается прямой помощи, не являющейся финансовой, как это имело место в Первой Империи с XVIII века, то есть установления государственных и гражданских льгот православным и дискриминации иноверцев, а также использования государственного репрессивного аппарата против противников Церкви (еретиков, например), то худшей услуги Церкви оказать нельзя. Может, она и станет в результате этого могущественной в земном смысле организацией (хотя всё равно это будет колосс на глиняных ногах), но Телом Христовым перестанет быть точно.
Михаил Юрьев, "Третья Империя"
Вот этот момент из главы о религии лично для меня - самый показательный. Мало что раздражает соотечественников, как симбиоз РПЦ и государства, притом что официально они разделены. Как по мне, описанная модель - реально единственная, которая могла бы вернуть церковь к состоянию Тела Христова. Потому что власть реально разлагает церковную организацию, о чём свидетельствуют многочисленные скандалы вокруг пьяных священников на дорогих машинах etc.
Если цель - обретение Царства Небесного, то какие могут быть льготы и стяжательство в царстве земном?
Journal information
Второе правило Клуба - никаких правил.UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…