полная-со-стороны-Джека-невозмутимость (ifc) wrote,
полная-со-стороны-Джека-невозмутимость
ifc

Category:
  • Music:

Заметки на полях (653). Имперский стиль в искусстве (2)

тролль

Цитата начинается с "во-вторых", поскольку является продолжением предыдущей.

...Во-вторых, русскому мироощущению свойственна серьёзность, граничащая, на наш взгляд, с пафосностью. Таково, вне всякого сомнения, следствие глубокой религиозности, серьёзного, не шуточного отношения русских и к жизни, и смерти. Поэтому у них гораздо больше книг и фильмов о разного рода экстремальных ситуациях, особенно о различных войнах, причём в целом их стилистика у нас была бы сочтена недопустимо патетичной. А вот произведения о повседневной жизни обычных людей (то, что у нас называется городскими сериалами) хотя и распространены, но в гораздо меньшей степени, чем у нас, - их читает и смотрит достаточно много людей, но они никогда не попадают по опросам в число самых любимых. С другой стороны, русским в не меньшей мере свойственно и прямо противоположное - лёгкое и шутливое - отношение к жизни и смерти, удачам и неудачам, вообще ко всей окружающей действительности, в том числе и к самим себе. Это также весьма глубокий слой русского мироощущения, причем окончательно такими русские стали лишь в период Второй Империи. Кстати, об этом полезно помнить тем нашим публицистам-русистам, кто утверждает, что ничего, кроме деградации, Красная Империя русским не принесла. В России весьма популярен юмор, причем не в подаче профессиональных комиков, как у нас, а как разговорный жанр преимущественно сатирической направленности - русские беззлобно смеются над всем, включая самые святые для них самих вещи, не переходя, впрочем, в ерничество. Так вот, в русском искусстве, как и вообще в русском национальном сознании, легко и непринужденно сочетается то и другое, патетика и юмор, казалось бы, полностью взаимоисключающие друг друга...

...В-третьих, в российском искусстве весьма причудливо сплетается традиционализм и авангардизм. Как и у всего вышеизложенного, у этой антиномии давняя история. До конца XIX века русская культура была весьма тяготеющей к традиции - до XVIII века к древнерусской, а после к европейской. Но с конца XIX - начала XX века во всех областях искусства пышно расцветает авангард, причём русские оказываются здесь в числе мировых лидеров. Это имело место и в изобразительных искусствах, и в музыке, и в архитектуре, и в литературе, и в только что возникшем кинематографе и продолжалось примерно до 30-х годов ХХ века. Это время стало золотым веком (русские почему-то называют его серебряным) русского искусства - его вклад в сокровищницу мировой культуры трудно переоценить. Без сомнения, таково было прямое следствие общего духовного состояния русского общества того времени, которое в числе прочего привело и к революции, - ощущения "обветшалости" старого мира и предстоящего и желаемого прорыва к новой жизни (авангардное направление в искусстве даже называлось "левым", как политическое направление). Когда такое мироощущение повторилось на рубеже 50-60-х годов ХХ века - опять казалось, что наступает новая счастливая жизнь и старую можно отряхнуть, как прах со своих ног, - снова имел место взлёт авангардного искусства. Правда, в отличие от взлёта начала века ничего истинно нетленного он не породил. Очевидно, что взлёт авангарда не мог не иметь места и во второй половине 2010-х годов - ощущение того, что страна и народ идут нехожеными тропами в неизвестное будущее и творят историю, было и есть по сию пору очень сильну, тем более что это ощущение истинно. Но авангард в современном российском искусстве причудливо сочетается с почвенностью и религиозной традицией. Поэтому, в частности, авангардизм в России затрагивает форму, творческие методы, но не суть - экспериментирование с нравственными и мировоззренческими принципами там не практикуется. По той же причине крайние формы авангарда, у нас обобщенно именуемые актуальным искусством, там также не прижились. Интересно, что другим проявлением сочетания современного и традиционного в русском искусстве, и вообще ощущения прошлого как реальности, является то, что порой разные времена там полностью сливаются в сознании и творца, и аудитории.


Михаил Юрьев, "Третья Империя"

Автор пишет о будущем, но изображает в нём те черты, которые присутствуют в нашей с вами повседневности. Это и троллинг всего и вся, к которому склонны жители любимого Мордора, и неприятие крайних форм авангарда вроде демонстрации гениталий на театральной сцене.

То есть вот эта цитата, она есть чистый соцреализм. Полагаю, описанные в ней черты сохранятся в Этой Стране вне зависимости от того, какой социальный строй воцарится в ней в рамках реализации разрывно-скачкообразного механизма эволюции.

Tags: нет вестей от бога, сын земли, хорошо сказал!
Subscribe

Posts from This Journal “сын земли” Tag

promo ifc march 19, 2012 10:41 2
Buy for 50 tokens
Первое правило Клуба - вы можете рассказывать о Клубе, кому посчитаете нужным. И так часто, как захотите. Второе правило Клуба - никаких правил. UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments