Когда пражский русский Богемик не генерирует какую-нибудь антисоветчину, то способен писать интересные тексты. Продолжая пасхальную тему, хочу процитировать фрагмент его свежего поста, где идёт речь о споре насчёт свободы воли.
Спор между Августином и Пелагием насчитывает полторы тысячи лет (согласно общепринятой хронологии). Августин создал учение о благодати и предопределении, согласно которому человек не способен ни на что повлиять своими поступками, ибо Бог изначально предопределил одних людей к спасению, а других - к погибели. Самостоятельно же, без благодати, человек не может даже уверовать в Бога, не говоря уже о том, чтобы следовать Его заповедям. Пелагий, напротив, считал, что человек, будучи наделён свободой воли, способен различать между добром и злом, и, творя добро, может спасти свою душу даже без помощи Божьей... Несколько соборов приняли по этому вопросу несколько взаимоисключающих решений, пока наконец не восторжествовала компромиссная точка зрения, сформулированная преподобным Иоанном Кассианом Римлянином - спасение достигается при помощи сотрудничества между божественной благодатью и свободной волей человека. Концепция получила название синергия (или синергизм) и осталась господствующей в православии до наших дней.
Запад пошёл несколько иным путём. Со временем отдельные идеи Иоанна Кассиана были осуждены (хотя сам он и остался в списках святых), а учение Августина - одобрено. Стало подчёркиваться, что благодать имеет несколько большее значение, нежели добрые поступки человека. Наконец, в эпоху Реформации споры о благодати, предопределении и свободе воли разгорелись с новой силой. Протестанты приняли точку зрения Августина, и чем радикальнее была их церковь или деноминация, тем большее значение она придавала предопределению (Кальвин довёл мысли Августина до абсолюта, чтобы не сказать до абсурда)...
Нет ничего более далёкого от истины, нежели утверждение, будто православие - косная религия пассивных и покорных судьбе людей, а протестантизм - современная вера энергичных творцов собственного счастья. На доктринальном уровне дело обстоит ровно наоборот - радикальные протестанты с их абсолютным предопределением превосходят своим фатализмом любую восточную секту, православные же верят, что человек руководствуется свободной волей, а деяния значат для его спасения не меньше, чем благодать Божья.
В описанном Богемиком ракурсе заявления протестантских вождей о том, что, Бог, дескать, приказал им нападать на Ирак и делать прочие "правильные вещи", приобретают ещё более глубокий оттенок лицемерия. Западные "элитарии" тупо пытаются прикрыть свои узкокорыстные интересы волей Бога, и не менее.
Кстати, такой подход они стараются внедрить и в Этой Стране.
Выступление оппозиционеров Навального сопоставлена с проповедью пастора секты.
— Пopтфель Мuнuстра (@MoskRussia) 28 апреля 2019 г.
найдите отличия. pic.twitter.com/ErXsDLVKcf
Оцените весь идиотизм ситуации: вожди секточек, родившиеся в стране, где господствует парадигма свободы воли, задействуют методы сторонников идеи предопределения.
И ведь немало наших сограждан ведутся, начиная повторять, что православие, мол, это для рабов, а они - нитакиекаквсе, и потому типа выбирают западные "ценности". Но вся эта их инфантильная возня выглядит со стороны так.
Journal information
Второе правило Клуба - никаких правил.UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…