
Интересно, в чём именно, по главенствующим ныне в России представлениям, состоит религиозный смысл существования государства. Долгое время считалось, что он состоит в таком устройстве жизни, которое отвечает коллективной стратегии спасения; об этом писалось даже в святоотеческой литературе. Но ныне такой взгляд не слишком востребован, и понятно почему: для спасения предпочтительнее всего ситуация гонения на христиан, потому что именно гонения позволяют отделить зерна от плевел. Сравните количество святых, которыми пополнилась русская Церковь при преследовании веры Красной Империей, с таковым в мирных и благолепных XVIII или XIX веках, когда держава была православной, - оно несоизмеримо. Так что, если бы государство озаботилось исключительно тем, чтобы побольше его граждан обрели спасение и жизнь вечную, его руководители должны бы были пожертвовать своим собственным спасением и начать травить всех христиан львами, как Диоклетиан, или распинать священников на царских вратах, как большевики. Земное горе бы приумножилось, но спаслось бы гораздо больше людей, чем при спокойной жизни с её мирскими соблазнами и суетой.
На самом же деле главных смыслов существования государства у русских два: первый - устроить жизнь так, чтобы свидетельствовать ею перед Спасителем, что жива и не прейдёт соборная вера в Него в земле русской. Вот почему нельзя сделать того, о чем я полувсерьёз написал выше, - многие спасутся, но свидетельства не будет. "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" - вопрошал Господь - русские уверены, что это не про них. По крайней мере свою миссию они видят именно в том, чтобы, вернувшись, Он увидел на их земле веру Христову не поколебленной. И не просто веру отдельных праведников, которые никогда не переведутся, потому что человек наделён свободной волей, а соборное построение общей жизни, отражающее Его веру и заповеди.
Второй же смысл российского государства состоит в том, чтобы не дать всему миру скатиться в абсолютное зло - в царство Антихриста. Русские не знают, смогут ли они спасти от него весь мир, но полны решимости не дать взвиться знамени с тремя шестёрками на своей земле. Для этого государство должно быть сильным - и физически, в смысле военной мощи и социальной стабильности, и духовно, в смысле силы веры и правильности устройства. И именно в этом главная русская апология сильного государства как самоцели. Конечно, важно и коллективное спасение, просто оно не есть главная задача государства в православном смысле; но несомненно, участвовать в общем богоугодном деле в своей православной державе - не худший способ прожить жизнь перед Господом.
Михаил Юрьев, "Третья Империя"
То есть, говоря другими словами (но продолжая предыдущую заметку), смысл существования Этой Страны есть ничто иное, как вызов. И для всех, кто её населяет, и для тех, кто ей противостоит.
А вызовы не бывают хорошими или плохими. Вызовы - это просто вызовы. Они встают перед нами, и нам остаётся лишь вести себя максимально безупречно.
Journal information
Второе правило Клуба - никаких правил.UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…