полная-со-стороны-Джека-невозмутимость (ifc) wrote,
полная-со-стороны-Джека-невозмутимость
ifc

Categories:
  • Music:

Заметки на полях (698). Жить и действовать "как все"

битый пиксель

У японцев есть поговорка: "Забивать гвозди". По возвысившейся над группой индивидуальности могут ударить, как бьют по шляпке гвоздя, вылезшего из доски. Удары тем сильнее и, следовательно, больнее, чем больше шляпка и заметнее гвоздь. И далеко не у всякого японца появляется желание, а главное - хватает мужества сделаться торчащим гвоздём. Если же голова индивидуальности оказывается прочней шляпки гвоздя и упрямо лезет наружу, группа впадает в растерянность, ей неуютно рядом с индивидуальностью, она старается отделиться от неё, порвать с ней. Выдающийся японский дирижер Сэйдзи Одзава, кого приравнивают к Евгению Мравинскому и Герберту Караяну, не смог играть с японскими симфоническими оркестрами, несмотря на их высокий исполнительский уровень. Одзава вынужден был выехать за границу и теперь приезжает в Японию только на гастроли.

Высокий технический уровень японских музыкантов, художников, поэтов, кинематографистов - тоже результат проявления общинного сознания, которое нашло выражение в поговорке "забивать гвозди". Мастера подражают признанному основателю какого-либо направления в искусстве или литературе. Они бесконечно повторяют, воспроизводят лучшие образцы творчества предшественника, доводя свою технику до совершенства. Но стоит кому-то выделиться из общей массы за счет глубины или оригинальности идеи, заключенной в произведении, как в ход пускаются молотки.

Роль молотка, который кинокритика попыталась применить против талантливейшего кинорежиссера Акиры Куросавы, выполнял ярлык, убийственный с точки зрения общинных нравов. "Он потворствует вкусам иностранцев", - возмущённо писали о Куросаве японские газеты. Принизить всемирную славу кинорежиссера критикам не удалось, но из японской кинематографической общины он был выдворен. С 1970 года Куросава не снял в Японии ни одного фильма. В 1975 году Советский Союз дал Куросаве возможность поставить фильм "Дерсу Узала". Следующую свою картину - "Двойник" (в советском прокате - "Тень воина") Куросава поставил благодаря финансовой поддержке американских кинорежиссеров Френсиса Копполы и Джорджа Лукаса. Последняя работа - "Смута" не была бы создана Куросавой, если бы не содействие французских продюсеров. "Дерсу Узала" и "Двойник" мировая кинокритика назвала вершинами кинематографического искусства. Более верного подтверждения необходимости изгнать Куросаву из японского кино для кинематографической общины не требовалось. Она окончательно уверовала, что её приговор - правильный...

...Громоподобный хохот, раздающийся в барах, когда там собираются подгулявшие японцы и принимаются шутить друг с другом или с "хостесс" - девушками, которые выполняют роль одновременно официанток и партнёрш по выпивке, поначалу создает впечатление, что японцы знают в юморе толк и хорошо его чувствуют. Но, прислушавшись к остротам, вдруг ловишь себя на мысли об аналогии между японским юмором и анекдотом о давних приятелях, которые уже по нескольку раз рассказали все известные им смешные истории, затем пронумеровали их и теперь, назвав лишь номер той или иной истории, вновь хохотали до упаду. Новая острота, удачно придуманный анекдот могут выделить японца из той крохотной общины, что образовалась в баре за столиком. И в результате острослов рискует лишиться компании, если не в этот раз, то уж в следующий непременно.

Япония - страна, где люди живут и действуют, "как все". Язык народа - это зеркало, отражающее жизненный опыт, традиции, национальный характер. "Сиавасэ" означает по-японски "счастье". А образовано слово из видоизмененных глаголов: "суру" - "делать" и "авасэру" - "согласовывать", "приноравливать", "приспособлять". Тогда счастлив японец, когда его поступки согласованы, приноровлены или приспособлены к взглядам и оценкам окружающих. И получается, что члены одной общины как капли воды похожи друг на друга. Они внимательно следят, чтобы их схожесть не нарушалась, чтобы каждый был, "как все", а все, "как каждый".

Когда телекомпания "ТВ Асахи" ввела выпуск новостей, готовившийся женщинами и для женщин, телевидение "Токио 12-й канал" начало передавать информационную программу, которую делали подростки для подростков. Все токийские телекомпании регулярно транслируют полнометражные художественные фильмы. Стоит одной телекомпании затеять показ картины с участием, скажем, Жана Габена, как остальные последуют её примеру и на японском телеэкране стихийно возникает этакая "неделя творчества Жана Габена".

Хозяйка приходит в магазин, намереваясь купить макрель - рыба эта в Японии дешёвая, денег же в доме осталось немного. У прилавка хозяйка замечает соседку - её муж служит в той же фирме, что и муж хозяйки, и занимает примерно одинаковое положение. В корзинке у соседки - дорогой тунец. И хозяйка покупает тоже тунца. Приобретать те же продукты, что и все. Иметь кимоно, как у всех. Отдыхать, как все. Совершать свадебное путешествие, как все.

Эту черту характера японцев уверенно используют коммивояжёры. Достаточно им сказать: "Ваши соседи уже купили это", как сделка сразу будет заключена. Коммивояжёры ссылаются также на сослуживцев, на однокашников, и если представляется такая возможность, то непременно - на родственников. Японец всегда ориентируется на круг близких ему лиц и старается соответствовать стереотипам их поведения.

В США, Западной Европе богатей сооружает гигантский бассейн в усадьбе, увешивает комнаты полотнами всемирно известных художников, женится на вдове американского президента, чтобы выделиться среди людей своего круга. Японец не станет совершать подобные поступки, ибо добивается иной цели: утвердить себя в рамках группы. Утвердить как личность в ряду других индивидуальностей? Ничего подобного. Японец стремится встроить себя, выражаясь научно-техническим языком нынешней эпохи, в поточную линию из таких же, как он, ничем не выделяющихся людей, чтобы обрести возможность действовать согласно требованиям группы, общины. Многовековое заколачивание гвоздей получило завершение.


Владимир Цветов, "Пятнадцатый камень сада Рёандзи"

Вот это интересный момент. Русские люди ведь тоже по сути своей не индивидуалисты, а склонны к общинному взаимодействию. Но у нас эта черта не доведена до крайности, как у японцев. Житель любимого Мордора не станет действовать "как все" исключительно ради того, чтобы встроить себя в поточную линию из точно таких же. Он (я или любой из вас) поступит согласно своим внутренним убеждениям. А у японца, похоже, таких убеждений вовсе нет, они для него просто избыточны.

Получается, что путь его во многом предопределён тем, в какой семье он родился и в какой среде варился в силу обстоятельств своего рождения. То есть родовая карма тяготеет над ним, играя большее значение, нежели индивидуальная.

Как по мне, желание во всём угодить окружающим - это рабство. Достаточно соблюдать нормы человеческого общежития, а остальное - личное дело каждого. "Заколачивание гвоздей" же приводит в итоге к стагнации и деградации.

Что, собственно говоря, мы и видим, если вести речь о японском социуме в целом.

Разве тот, кто боится выглядеть "битым пикселем" - живой?

Tags: ifc, один из неснятых ф.ф.ф., хорошо сказал!
Subscribe

Posts from This Journal “ifc” Tag

  • (Ч3) Иллюзия обладания

    Сыновья - мои, богатство - моё, так мучается глупец. Он ведь сам не принадлежит себе. Откуда же сыновья, откуда богатство?…

  • Жизнь по Уставу

    Сисяна наконец-то этапировали в исправительное учреждение ФСИН Этой Страны. Очень доставляет читать излияния рррусского националиста Дёмушкина,…

  • Уединение Империи

    Завтра - наконец-то первое марта, а вчера тоталитарные ватники отмечали профессиональный праздник ССО ВС Этой Страны. Семь лет назад в такие же…

promo ifc march 19, 2012 10:41 2
Buy for 50 tokens
Первое правило Клуба - вы можете рассказывать о Клубе, кому посчитаете нужным. И так часто, как захотите. Второе правило Клуба - никаких правил. UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

Posts from This Journal “ifc” Tag

  • (Ч3) Иллюзия обладания

    Сыновья - мои, богатство - моё, так мучается глупец. Он ведь сам не принадлежит себе. Откуда же сыновья, откуда богатство?…

  • Жизнь по Уставу

    Сисяна наконец-то этапировали в исправительное учреждение ФСИН Этой Страны. Очень доставляет читать излияния рррусского националиста Дёмушкина,…

  • Уединение Империи

    Завтра - наконец-то первое марта, а вчера тоталитарные ватники отмечали профессиональный праздник ССО ВС Этой Страны. Семь лет назад в такие же…