полная-со-стороны-Джека-невозмутимость (ifc) wrote,
полная-со-стороны-Джека-невозмутимость
ifc

Category:
  • Music:

Экономика платформ и общество доступа

это просто фантастика

Минутка внезапных сравнений.

Не знаю, уместно ли проводить аналогию между нашим мозгом и внутренним рынком любимого Мордора на излёте СССР, но именно она пришла мне в голову после сегодняшнего утреннего пробуждения.

Судите сами.

В позднем Союзе имело место такое уродливое явление, как продажа неликвидных товаров "в нагрузку" к востребованным, коих измученная неэффективным планированием промышленность генерировала намного меньше. Точно так же ведёт себя и мой мозг. Я купил у него товар разновидности "ночной отдых от всего". И что же? В нагрузку мне выдали аж 4 сна, в которых покупатель в моём лице:

а) познакомился IRL с персонажем фольклора реднеков по имени Мистер Смерть (я читал рассказ о нём 100500 лет назад - кажись, в тоталитарном журнале "Ровесник");
б) общался с рагулём-унитатом по имени (чур, не смеяться) Рапан, который безуспешно пытался обратить меня в их бандеровскую веру;
в) стал героем криминальной истории вроде этой, только в ней вдобавок фигурировали вампиры;
г) вёл переговоры с Юлией Тимошенко, которая просила вытащить её из тюрьмы (не спрашивайте, как она снова туда попала), обещая взамен подписать любые газовые и воообще - какие угодно соглашения с Этой Страной.

То есть, мне в нагрузку к купленному отдыху впарили 4 сорта неликвида. И это в XXI-м веке, когда кругом блокчейн, эджайл, диджитализация и прочие дико модные веяния.

Между тем, об экономике, основанной на производстве не абы чего, а того, что нужно конкретному покупателю, в любимом Мордоре писали ещё до моего рождения.

На большинстве международных форумов, в докладных записках для элиты и в интеллектуальной литературе утверждается, что нынешнее понимание мира в значительной степени было сформулировано Элвином Тоффлером. В изданном в начале 80-х гг. прошлого века бестселлере "Третья волна", имеющем общий тираж более 6 млн. экземпляров, прописаны основные контуры и траектории современного мира.

Однако, лишь единицы знают, что книга Тоффлера - это не более чем бойко написанный на английском, не слишком умелый плагиат изданной в СССР в 1970 г. в издательстве "Молодая гвардия" книги Юлиана Михайловича Шейнина "Интегральный интеллект".

Юлиан Михайлович был одним из консультантов Ю.В.Андропова, старшим научным сотрудником Института истории техники и искусствознания АН СССР. В небольшой работе он не просто описал динамику развития интернета, которого в то время не было даже в задумках ARPA и ВПК США, но и подробно рассмотрел логику развития общества.

В психоистории он выделил три главных этапа, которые спустя десятилетие скопипастил у него Э.Тоффлер, а именно: общество, основанное на обработке вещей; общество, базирующееся на энергетике, прежде всего на углеводородном сырье; и, наконец, общество, ставящее во главу угла поиск, хранение и обработку информации, превращение её в знания, открытия, в технологии...

...Социализм - новый строй, по мнению Ю.Шейнина, мог проявиться в полном объёме не тогда, когда появятся новые средства поиска, обработки и хранения информации (это - необходимое условие), а когда возникнет новая, более мощная и эффективная по сравнению с капитализмом энергетика и на её основе роботизация (достаточное условие). Строй, базирующийся на принципиально новой энергетике, роботизации и эффективном прогнозировании и управлении на основе информации, собственно и станет реальным коммунизмом, где всё будет делаться на благо человека и, наконец, найдёт реализацию принцип справедливости.


Однако из-за того, что советская элитка выбрала путь интеграции в состав глобальных эльфийских рептилоидов, создание нового строя по Шейнину было похерено. На смену ему в итоге пришла современная нам экономика платформ, или эксизм.

Эксизм, появившийся в деструктивной фазе общественной динамики, - внутренне противоречивое и сложное явление. С одной стороны он отражает внутреннею логику развития техники и технологий, которые чётко прописал ещё в 1967 г. в книге "Сумма технологий" Станислав Лем. С другой стороны, эксизм - это способ финансианализма оттянуть начало и/или по возможности смягчить ход терминального кризиса капитализма.

Эксизм базируется на информационно-коммуникационных технологиях и их использовании для получения монопольного дохода, собственности на наиболее дефицитные факторы производства и, главное, для повышения уровня управляемости обществом.

В основе эксизма находится платформа, точно также как завод с конвейером - при капитализме. Платформа - это программно-аппаратный комплекс, осуществляющий в автоматизированном режиме соединение потребителя и производителя (собственника) того или иного продукта услуги на основе хранения, анализа и прогнозирования на основе больших и умных данных.

Если вдуматься, то платформа - это одновременно замена рынка и плана, и их комбинация. Строго говоря, все участники платформ, например, Airbnb, Uber, Amazon, совершенно свободны при принятии решения о работе с платформами. Физически и юридически их никто не принуждает. Однако платформа выполняет свои функции более эффективно, чем любой неавтоматизированный, а соответственно неорганизованный рынок. Поэтому, скажем, Airbnb убивает гостиничный бизнес, Amazon покончил во многих странах мира не только с розничной, но и с оптовой торговлей, а Uber поставил крест на обычных таксопарках
(про убыточный Uber - весьма спорно).

При этом платформы от обычного капиталистического рынка отличаются тем, что обладают всей полнотой информации и соответственно в интерактивном режиме доводят эту информацию до производителей и потребителей, обеспечивая их наиболее выгодное взаимодействие. Формально производители и потребители продукта платформы свободны в своем выборе. Однако, по сути, он им диктуется платформой. Платформа в отличие от производителей и потребителей обладает всей полнотой информации, и определяет, в каком объёме, когда и как её передать.

По сути, платформа - это своеобразная комбинация советского Госплана и американской торговой Мейн-стрит. При этом, в отличие от Госплана, платформа осуществляет планирование интерактивно, быстро исправляет проявившиеся неточности и контролирует выполнение взаимодействия между покупателем и производителем с жёсткостью, которая была недоступна советскому ОБХСС. Как это ни удивительно, будучи посткапиталистической, платформа воскрешает отношения, свойственные для феодализма, внутри которого существовал рантье-капитализм. В рамках платформ их владельцы создают своего рода цифровые дубликаты физических вещей и предоставляют своим пользователям право использовать эти дубликаты для совершения сделок. Это относится не только к платформам, типа маркетплейс, но и к онлайн-кинотеатрам, онлайн-библиотеках и т.п.

Во всех этих случаях пользователи ничего не приобретают в собственность. Они лишь за деньги временно арендуют интеллектуальную собственность в виде фильмов или книг, а также места для хранения файлов в облаке или даже само программное обеспечение, предоставляемое как услуга. По сути, владелец актива вместе с хозяином платформы получает плату за доступ к этому активу точно так же, как владелец земли получал барщину с крестьян за возможность обработать землю, а хозяин квартиры - с жильцов-арендаторов. Если раньше, в базисе капитализма, как писал Й.Шумпетер, лежало изобретение чего-либо, то теперь основа нового контура глобальной экономики - это оплаченное право доступа к информации самого различного формата и смысла - от кинофильма до досье на компанию, от программного обеспечения до возможности использовать фотоконтент.


На фоне всего описанного любимый Мордор, однако, не спешит вписываться в глобальный Рыночек, а решил идти своим путём. Во многом - именно тем самым путём, который очертил Юлиан Шейнин. Вот проявления этого решения:

1) на днях в реактор БН-800 была загружена первая партия МОКС-топлива; то есть - тепловыделяющие сборки из "хвостов", которых на Руси на несколько сотен лет вперёд припасено; вот вам и энергетический прорыв на пути к социализму;
2) в недавнем Послании Главтролля доступ в тырнет был объявлен неотъемлемым правом каждого гражданина Этой Страны; и вскоре доступ к основным мордорским платформам станет безоплатным;

Следующим шагом может стать национализация всего добытого отечественными пиратами эльфийского контента в рамках противостояния с нормальными-то странами. И если такой шаг будет сделан, то любимый Мордор получит over 9000 очков форы, ибо эмиграция к нам и получение гражданства автоматически дадут тому, кто решил стать носителем русской культуры, возможность бесплатно пользоваться всем, за что с эльфов дерут доляры.

Короче, общество доступа обществу доступа рознь.

Лишь бы, помимо прочего, в отечественном обществе доступа больше не было неликвида, который идёт "в нагрузку". Потому что у эльфов-то как раз, в худших позднесоветских традициях, неликвида - хоть тухесом жуй (вся толерастия с её расовым и гендерным разнообразием etc.).

Tags: ifc, нет вестей от бога
Subscribe

Posts from This Journal “ifc” Tag

  • (Ч20) Контекст

    К ранее поднимаемому вопросу о важности исторического контекста. Что такое контекст? Это обстановка, сложившаяся в мире до нашего появления.…

  • (Ч19) Самоненависть

    В комментах к предыдущему посту был поднят вопрос о том, почему либерда ведёт себя именно так, как ведёт. Думаю, тут дело в самоненависти. Какой…

  • "Гнев человеческий": поколение убийц вернулось домой

    Когда человек рождается, он мягок и слаб. Когда человек умирает, он твёрд и силён. Так и среди всех существ: пока растения живут, они мягки и…

promo ifc march 19, 2012 10:41 59
Buy for 50 tokens
Первое правило Клуба - вы можете рассказывать о Клубе, кому посчитаете нужным. И так часто, как захотите. Второе правило Клуба - никаких правил. UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Posts from This Journal “ifc” Tag

  • (Ч20) Контекст

    К ранее поднимаемому вопросу о важности исторического контекста. Что такое контекст? Это обстановка, сложившаяся в мире до нашего появления.…

  • (Ч19) Самоненависть

    В комментах к предыдущему посту был поднят вопрос о том, почему либерда ведёт себя именно так, как ведёт. Думаю, тут дело в самоненависти. Какой…

  • "Гнев человеческий": поколение убийц вернулось домой

    Когда человек рождается, он мягок и слаб. Когда человек умирает, он твёрд и силён. Так и среди всех существ: пока растения живут, они мягки и…