полная-со-стороны-Джека-невоZмутимость (ifc) wrote,
полная-со-стороны-Джека-невоZмутимость
ifc

  • Music:

"1917": мрачная экскурсия в ад войны

1917 Сэма Мендеса

Пока островные эльфы восторженно скакали в Лондонбаде по случаю состоявшегося Brexit'а, в любимом Мордоре завершившие предыдущую трудовую неделю кинозрители имели возможность приобщиться к новому творению подданного Её Рептилоидного Величества - режиссёра Сэма Мендеса.

Был среди приобщившихся и я. Имею сказать.

Для людей с хорошими британскими лицами Первая мировая война занимает в мировоззрении то же место, какое для нас - Великая Отечественная. Наверное, потому, что во WWII они эпично обхезались и даже сдриснуть из Дюнкерка смогли только по милости Адольфа Алоизыча, у которого в тот момент был очередной приступ арийсковируса, к носителям коего он причислял и островных эльфов. Не без оснований причислял, скажем прямо, учитывая, что концлагеря - британское изобретение, геноцид - стандартный приём сэров и пэров, а будущая баба Лиза в детстве весело зиговала, обученная родным дядей.

Для Сэма Мендеса кино о Первой мировой стало личным проектом, поскольку её прошёл родной дед режиссёра - Альфред Мендес, выживший в ходе выполнения задания, аналогичного тому, которое в фильме поручают главным героям.

Наверное, именно в том, что для оскаровского лауреата лента "1917" прежде всего означала экранное воплощение памяти о дедушке, и можно объяснить её антивоенную направленность. Я бы даже сказал, что фильм можно смело вписывать в ряд лучших антивоенных драм, где лично для меня находятся "Взвод", "Апокалипсис сегодня", "Цельнометаллическая оболочка", "Поправка 22" etc.

"1917" совершенно беспафосен. Эльфийские солдаты, да и многие офицеры, откровенно не понимают, зачем они участвуют в этой сраной войне, зачем кормят вшей в окопах и терпят бегающих по лицу крыс. Главный герой избавляется от медали, а опасное задание ему и его другу дают вовсе не с гордым криком "за Короля, за Британскую Империю!", а потому, что привыкшие играть на чувствах пролов офицеры голубых кровей в курсе, что в батальоне, который того и гляди ляжет под артиллерийским огнём коварных немцев, находится брат одного из этих капралов.

Путешествие двоих молодых людей, один из которых уже избавился от иллюзий по поводу войны, а другой - на момент начала фильма пока нет, напоминает экскурсию в Ад из мифологии древних майя. Трупы, трупы, трупы, и ещё раз трупы - мёртвые люди и животные, на которых жируют крысы и вороны. Разрушения, военный хлам, безысходность, убитые коровы и срубленные деревья - предвестники будущей тактики "выжженной земли" уже времён власти австрийского художника, который тоже участвовал в той бойне - всё это более действенная антивоенная пропаганда, чем любые слова.

Каждая сцена, любая локация, куда попадают герои, просто криком кричит о бессмысленности того, что затеяла кучка венценосных ебланов, приказы которых выполняло жаждущее славы элитное офицерьё и толпы оболваненных военной пропагандой юнцов.

Та война для островных эльфов не была ни освободительной, ни священной, но она невольно стала Великой, поскольку, в отличие от кучи колониальных войнушек против слабо вооружённых туземцев, в Первой мировой людям с хорошими британскими лицами пришлось драться всерьёз, насмерть.

Драться за мизерные даже в европейских масштабах чужой, ни им, ни немцам не нужной земли. Земли, временное овладение которой не сулило им (в отличие от героев того же "Ржева") ни перелома в войне, ни победы - вообще ничего.

И вот это тупое страшное кровавое топтание на месте показано в "1917" очень годно. Топтание, встряв в которое, человек становится его заложником. И не может позволить себе ни глупого гуманизма к противнику (а кто позволяет, тут же платит за это кровавую цену), ни сколько-нибудь разумного поведения.

Война - страшный механизм, который перемалывает всё человеческое, уничтожает середину между божественным и животным. Кто находит в себе силы сделать шаг в сторону божественного (например, руководствуется принципом "сам погибай, а товарища выручай"), тот имеет неиллюзорный шанс возвратиться к тем, кого любит.

Все остальные становятся землёй, глиной, из которой мы вышли.

После просмотра таких лент вновь приходят мысли о том, насколько же грязна наша карма, что ей нужно вот такое экстремальное очищение. Когда же мы сможем жить на Земле по заветам великих душ, учивших человечество?

"It's evolution, baby. Do the evolution!" - спел о затейниках войн коллектив Pearl Jam.

Мне остаётся лишь включить эту песню, констатировав напоследок, что "1917" я, помимо кинотеатра, непременно посмотрю ещё и дома.



Tags: ifc, один из неснятых ф.ф.ф., сын земли
Subscribe

promo ifc march 19, 2012 10:41 57
Buy for 50 tokens
Первое правило Клуба - вы можете рассказывать о Клубе, кому посчитаете нужным. И так часто, как захотите. Второе правило Клуба - никаких правил. UPD (май'14). Пора изменить второе правило Клуба таки пришла. Связано это с тем, что некоторое время назад я начал писать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments